Университет Саламанки: с какими историческими личностями он связан? Блистательное прошлое
Есть города, которые нужно обойти, и не по разу, чтобы сказать: «Как же это красиво!» Есть города, от которых захватывает дух с первого взгляда. Саламанка принадлежит ко вторым. «Ах!» — а потом долго молчишь и ходишь, и досадуешь на свои дешевенькие цифровые мыльницы. Впрочем, кажется, что и самый крутой фотоаппарат никогда не сможет вобрать в себя и запечатлеть эту красоту.
На западе Испании, почти у самой границы с Португалией, у горной реки расположился этот древний и очень важный город. Он уже давно входит в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО, а не так давно был выбран культурной столицей Европы (2002 год). Город, который разделил судьбу всей Испании, но который и придал ей немало славы.
Город был известен еще во времена иберов (племен неясного происхождения, населявших Пиренейский полуостров). Но скорее всего, основали его кельтские или до-кельтские племена.
Захватывал его после затяжной осады и Ганнибал в III веке до нашей эры, так что город успел побыть и карфагенским городом Гельмантика.
При римлянах была построена «Серебряная дорога». Кстати говоря, один из мостов, созданных древними римлянами, вполне себе действует до сих пор, этот мост остается частью дороги уже более 2000 лет. И это не единственный действующий римский мост в Испании.
После падения Римской империи городом правили вестготы (германские племена, которые, в свою очередь, бежали от гуннов).
В 711712 году город, как и практически весь полуостров, захватили мавры (берберы и арабы). Вестготское королевство пало, причем без попытки сопротивления. А именем первого арабского завоевателя — Тарика ибн Зияда — назван пролив Гибралтар.
Испанская Реконкиста — это очень длительный процесс, Саламанку испанцы-христиане не раз пытались отбить и, в конце концов, окончательно взяли город в 1102 году. Но до полного освобождения Испании от мавров потребовалось еще несколько столетий. В 1102 году город был освобожден, а уже в 1130-м в городе стали учить наукам, и в 1218 году официально действовал публичный Университет, ставший одним из самых знаменитых в мире.
Этот университет считается одновременно и четвертым, и первым по старшинству в Европе. Основан он был в 1218 году, то есть после Сорбонны, Болоньи и Оксфорда, но свой статус получил первым благодаря папе Александру IV.
В истории человечества есть безусловно белое и безусловно черное. Но чаще всего — все в крапинку. Изабелла I, королева Кастилии, и Фердинанд II, правитель Арагона, взошли на престол каждый в своем регионе, а затем заключили династический брак (на что потребовалось специальное разрешение папы, ибо были они троюродными братом и сестрой). Несколько лет они носили титул «королей трех религий», пока не пришло им время объявить себя «католическими королями».
1492 год — краеугольный для Испании. Окончанием Реконкисты (полным освобождением от мавров) стало взятие последнего оплота ислама — Гранады. Въезжали в побежденный город «христианские короли» одетыми по мусульманскому обычаю. Из соображений политкорректности, надо полагать.
Но через 3 месяца после падения Гранады последовал печально известный указ об изгнании из страны тех евреев, которые отказывались принять христианство. То есть в общей сложности до 7% населения (цифра приблизительная, в разных регионах отличалась) предлагалось убраться вон. Святая Инквизиция уже вовсю работала по всем направлениям.
А еще через две недели состоялась судьбоносная встреча королей с Колумбом и окончательная их договоренность. И страна, которая много веков защищалась и стремилась «вернуть свое», сама захотела собственных завоеваний и цивилизаторской миссии уже за океаном. А для таких целей требуются не только горячие головы, но и образованные люди. И уже со следующего, 1493, года всех «госслужащих империи» обязали быть, ко всему прочему, и юридически грамотными, что было возможно только по окончании 10-летнего курса обучения.
Небольшое историческое отступление понадобилось именно для того, чтобы понять, каким образом к XVI веку вся страна стала повально грамотной. И немалую роль в этом сыграли университеты, особенно тот, что в Саламанке. В том же XVI веке из общего числа жителей города Саламанки в 24000 человек только студентов было около 7000, то есть каждый четвертый, как минимум, корпел над науками. Обучали юриспруденции — и именно там были заложены основы современного международного права. Также обучение шло по специальностям медицины, грамматики, логики и музыки.
Впервые в Европе в Университете стала действовать и публичная библиотека. (Она и сейчас действует, там огромное количество томов, в том числе старинных манускриптов и первопечатных книг). Известен и случай, когда один из преподавателей привез глобусы. Казна Университета отказалась оплачивать покупку, тогда находчивый профессор указал, что куплены «4 круглые книги».
Сначала обучение шло в Старом Соборе, затем появились и другие здания, в том числе — колледж святого Варфоломея. А ведь это уже был колледж для небогатых студентов, а также одно из первых студенческих общежитий. Таким образом известный тогдашний меценат поддерживал неимущих студентов, а еще и стипендии платил! Многие последующие колледжи строились на средства монашеских орденов. И из всей Испании (и не только) потянулись в Саламанку жаждущие знаний и карьеры — кто на лошадях, кто на мулах, а кто и пешком.
В Университете Саламанки училось множество знаменитых людей: писатели и драматурги Педро Кальдерон де ла Барка и Диего Торрес Вильяроэль. А вот учился ли там Сервантес — до сих пор не могут ни подтвердить, ни толком опровергнуть. То же касается знаменитого кардинала Мазарини, знакомого всем по роману А. Дюма.
Учился там поэт и музыкант Висенте Эспинель — изобретатель 5-й гитарной струны (кстати, его похищали алжирские пираты, но не за это).
Здесь вышла первая в мире грамматика «народного языка» — испанского, естественно. Эта «странная книжка» вызвала удивление у Изабеллы: ведь земли покорялись ради папского престола и, соответственно, нужна была латынь. Но автора никто не тронул и даже благословили на его труд.
С этим Университетом так или иначе связаны и многие другие имена Преподавал здесь поэт, богослов и гуманист Фрэй Луис де Леон. Инквизиция посадила его в тюрьму, сжечь не успели — начались студенческие волнения, через 5 лет ученый вернулся из застенков и начал лекцию со слов: «В прошлый раз мы с вами остановились…».
Небольшой курс наук в Саламанке прошел и Игнасио Лойола. Точнее, получил главный урок — тоже тюрьму. Но выпустили быстро.
В 1551 году император Карл V приказал именно университету в Саламанке выяснить, насколько соответствует учению Католической церкви деятельность его врача и основоположника научной анатомии Андреаса Везалия. Тот приехал в Саламанку на «ученый суд» — и был оправдан. (Я знаю, знаю, что везде написано разное — это для дотошных читателей).
А еще в Саламанке спокойно преподавали еретическую и проклятую церковью теорию Коперника.
А математики Саламанки участвовали в календарной реформе папы Григория XIII, благодаря которой и появился Григорианский календарь.
Наконец здесь уже появились и студентки. Одна из них — Беатрис Галиндо — впоследствии была профессором Университета, а также воспитателем детей королевы Изабеллы.
Все были правы.
В Саламанке же пришлось «держать ответ» и Христфору Колумбу в 1486 году. Именно там долго, целых 4 года, заседала комиссия, которой Изабелла поручила прояснить вопрос о правильности расчетов настырного исследователя. Комиссия долго изучала амбициозный Трансатлантический проект, нашла кучу чисто арифметических ошибок и пришла к выводу:
«Путешествие в Азию потребует не менее трёх лет. Западный океан беспределен и, возможно, недоступен для плавания. В том случае, если Колумб достигнет „антиподов“, — он не сможет вернуться обратно. И, вообще, немыслимо, чтобы спустя столько веков после Сотворения Мира могут быть найдены сколько-нибудь значительные территории!» (цитируется по книге К. Козубовского).
Таким образом, комиссия Эрнандо Талаверы отвергла проект Колумба. Причем и основания были — серьезные ошибки в расчетах. Не было еще кораблей, способных взять нужное количество провизии и воды, чтобы достичь тех земель, о которых мечтал будущий мореплаватель.
Но ничего. Колумб получил деньги и королевские гарантии и уехал открывать свою «Индию».
В Саламанкском же университете учился еще один будущий завоеватель — уже Мексики — Эрнан Кортес. Недоучился, правда. Уехал покорять индейцев «без диплома». И в Саламанке же родился еще один известный конкистадор — Франсиско Васкес де Коронадо. Его именем назван холм в Канзасе, США. Он упоминается в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход».
А вот выпускник Франсиско де Витория стал одним из первых защитников индейцев…
О самом знаменитом ректоре Университета Саламанки и великом философе XX века можно поговорить в следующий раз.