Почему Умке попадались одни тюлени?
Возможно, вы помните, как в старом советском мультике белый медвежонок Умка разочарованно говорил: «Я ищу друга, а попадаются одни тюлени». Действительно, тюлени и другие представители отряда ластоногих обычно ассоциируются с полярными районами, где царит холод и лёд. Недаром людей, практикующих окунание в ледяную воду, у нас метко прозвали «моржами».
Но одно дело — окунуться, и совсем другое — постоянно плавать в воде, температура которой не поднимается выше 20 градусов. Здесь не обойтись без специальных приспособлений.
По степени приспособленности к водной жизни среди млекопитающих ластоногие уступают только отряду китообразных. Зато и с рыбами их не спутаешь.
На суше тюлень напоминает ожиревшую и искалеченную послеродовыми травмами выдру. Но стоит ему погрузиться в воду, как от былой неуклюжести не остаётся и следа. Тут-то и понимаешь, зачем ему это веретенообразное тело и лапы-ласты, задняя пара которых переместилась в самый конец тела и при плавании направлена строго горизонтально.
Несмотря на такую узнаваемость, современные учёные склоняются к тому, чтобы лишить ластоногих звания отдельного отряда млекопитающих и вернуть обратно в отряд хищных (из которого те, собственно, и вышли). Более того — полагают, что два надсемейства ластоногих имели разных предков, а сходство между ними всего лишь конвергентное, т. е. обусловленное схожей средой обитания.
Первое надсемейство — ушастые тюлени (Otarioidea) — ближе к медведеобразным и включает в себя морских львов, морских котиков и моржей. Конечно, «ушастые» — это громко сказано. Ушные раковины в воде ни к чему, хотя у представителей этого надсемейства малюсенькие ушные хрящи ещё найти можно. Кроме того для ушастых тюленей характерны длинные вытянутые шеи.
Всех остальных ластоногих относят к надсемейству настоящих тюленей (Phocoidea) и считают родственниками куньих. Шеи у них короткие, а телосложение более плотное.
Это далеко не все различия между надсемействами.
Известно, что, в отличие от китов и дельфинов, спариваться и размножаться в воде ластоногие так и не научились. Для этого (ну, и для отдыха, конечно) им приходится выбираться на сушу, образуя огромные лежбища. Наиболее крупные и сильные самцы собирают вокруг себя «гаремы» и бдительно следят, чтобы самок не окучил какой-нибудь холостяк. У морских львов такая сторожевая вахта иногда длится до 70 дней, в течение которых самцы откровенно голодают.
Фазиль Искандер:Я видел мир в его первичной сути, Из космоса, из допотопной мути, Из прорвы вод на командорский мыс Чудовища, подтягивая туши, Карабкались, вползали неуклюже, Отряхивались, фыркали, скреблись…
Как понимаете, «ходить» по тверди ластоногим непросто, хотя некоторые и проявляют завидную прыткость в битве за самку. Так вот, ушастые и настоящие тюлени «ходят» по-разному.
Ушастым в этом плане повезло больше — их задние конечности сохранили способность сгибаться в пятках, поэтому ковыляют они на всех четырёх.
Задние конечности настоящих тюленей эту способность потеряли. Поэтому они движутся рывками, опираясь только на передние ласты и подтягивая заднюю часть тела.
Из-за этих различий представители надсемейств не только по-разному ходят, но и по-разному плавают: ушастые тюлени гребут в основном передними ластами, а настоящие — задними.
Настоящие тюлени вообще более специализированы для жизни в воде, особенно — в воде холодной. Известно, что для защиты от низких температур теплокровные животные используют два способа. Либо обзаводятся плотным мехом, в котором скапливаются пузырьки воздуха, создавая теплоизоляционную оболочку. Либо отращивают толстый слой жира — ещё один прекрасный «изолятор».
У ушастых тюленей жировой слой относительно тонкий. При этом если морские львы и моржи редкошерстны, то у морских котиков «шубки» просто замечательные.
Вот только одна беда — глубоко нырять в такой шубке нельзя. Под сильным давлением воды пузырьки воздуха из меха улетучиваются и котик банально «промокает». Другое дело тюлени настоящие с их толстым жировым мешком. Именно к этому надсемейству принадлежит рекордсмен среди ластоногих — тюлень Уэддела, который смог нырнуть на глубину 600 метров и пробыл под водой 43 минуты!
Б. Гржимек «Животные рядом с нами»:«При погружении они плотно закрывают ноздри, а частота их пульса резко снижается (до нескольких ударов в минуту). Охотники на тюленей хорошо знают, как долго их приходится караулить, если они нырнули. А вот посетители зоопарка иногда начинают бить тревогу: им кажется, что на дне бассейна лежит утонувший морской лев, тогда как в самом деле животное лишь надолго затаилось под водой. Нередко тюлени даже спят в воде, и лишь нос каждого животного с интервалом в одну-две минуты появляется на поверхности как бы сам собой».
Слой жира у настоящих тюленей бывает настолько велик, что даже будучи убитыми, они не тонут. Например, у морского слона жир составляет 34% от общей массы тела, поэтому при перевозке животное может обходиться без еды целых два-три месяца.
По горькой иронии судьбы «костюмы», призванные защищать ластоногих от холода, поставили их под удар двуногих охотников.
Для северных народов убитый тюлень или морж был не только источником мяса и сала. Из костей животного делались инструменты и произведения искусства, шкуры шли на изготовление верёвок и обшивку лодок.
Пока промыслом занималось местное население, вооружённое примитивными гарпунами, полное истребление ластоногим не грозило. Другое дело, когда огромные лежбища обнаружили цивилизованные европейцы с ружьями и прочими орудиями массового убийства.
Луи Буссенар «Французы на северном полюсе», 1892:«Объект, на который налетела лодка, был очень странным — полудряблым, полутвёрдым, природу его определить было очень трудно. …— Что бы это могло быть? — спрашивали моряки друг у друга. Вдруг из глубины донесся протяжный рёв и вода стала красной. — Чёрт возьми!.. — вскричал Дюма. — Да тут зверь подвернулся! — Морж!.. — подтвердил Геник. — Мы задавили его. — Мясо! — Да, по крайней мере, тонн десять жира, сала и мяса».
Оценили люди и шелковистую шкурку морских котиков. Недаром английское название этого вида «fur seal» переводится как «тюлень с ценным мехом». На одном квадратном сантиметре его шкуры способны разместиться от 30 до 50 тысяч пушинок.
После того как в 1741 году экспедиция Витуса Беринга обнаружила на Командорских островах «бесчисленные стада котов» (поначалу их называли именно так — «коты»), туда потянулись отряды охотников за пушниной. Уже через два века «бесчисленные стада» сократились настолько, что в 1957 году пришлось принимать конвенцию, призванную сберечь котиков от полного вымирания.
Тогда же в Советском Союзе приобрели большую популярность имитации шубок и манто «под котика», пошитые на самом деле из кроличьих шкурок…
Прицельного внимания меховщиков не избежали и некоторые настоящие тюлени, точнее их детёныши — т.н. «бельки». Дело в том, что новорождённый тюленёнок ещё не защищён добротным жировым слоем. Поэтому ему приходится провести некоторое время на заснеженной суше или льдине, прежде чем он совершит своё первое погружение. Вот природа и наградила белька пушистой белоснежной шкуркой — для маскировки и согревания.
Бельки выглядят настолько симпатично, что их массовое избиение не могло не возмутить общественность. Чем тут же воспользовались природоохранные организации. Ведь склонить на свою сторону сердобольных дам куда легче, показывая им фото милого тюленёнка или панды, чем какой-нибудь редкий вид змеюки.
Угроза быстрого истребления грозит ластоногим ещё и потому, что размножаются они очень медленно — самка приносит всего одного детёныша в год.
Продолжение следует…