Чем опасны пустые разговоры?
Есть у русского учёного и писателя Николая Вагнера сборник «Сказки Кота-Мурлыки». Их до сих пор читают и дети, и взрослые. Одна из сказок называется «Курилка» — про лучинку, в которую играли, передавая друг другу, пока она не погаснет. Этот Курилка оказался не в меру болтливым существом. Где бы он ни появлялся, везде надоедал своими пустыми разговорами, в которых не было ни капли правды.
На всех Курилка смотрел свысока, называл себя граф, князь, барон. Большое торжество было устроено, оказывается, специально в его честь, красавица-кукла непременно желала выйти за него замуж, а ещё он верхом на метле собрался ехать к китайскому императору, чтобы стать наследником престола…
…Как известно, «сказка ложь, да в ней намёк». Встречаются и люди, похожие на этого персонажа. Впрочем, Курилка, хоть и любил бессмысленно говорить-бормотать, был довольно-таки безобидным пустословом. Однако человек — всё же не лучинка. И пустыми разговорами способен принести несоизмеримо больше вреда. «Послушайте, какой ужас!»
Со сплетнями сталкивались все. Перемывание костей стало настолько распространённой «забавой», что уже мало замечается в разговорах. Недосуг даже задуматься, что это причиняет боль другим, а то и откровенно порочит чьё-то доброе имя. В деревне, где все жители друг друга знают, сплетни способны изувечить чужую жизнь. Хотя и в мегаполисах никому не приносят радости.
Но если сплетни всё-таки осуждаются обществом, то пережёвывание всевозможных ужасов вроде как в порядке вещей. Муссирование шокирующих подробностей, «украшенных» собственными домыслами, стало во многих местах (к примеру, в офисах) неотъемлемой частью повседневного быта.
«Вы только подумайте, сегодня такое передали…», — и начинается долгая лекция, после которой остатки оптимизма улетучиваются, как пар.
Хорошо, если внимающий окажется в достаточной степени толстокожим и непробиваемым. Но печально, что слушателями часто против своей воли становятся впечатлительные люди. Впрочем, таких-то и выбирают доморощенные «ораторы» — ведь это так интересно, когда кто-то боится и пьёт валерьянку в продолжение твоей лекции!
Но вот рассказчик насладился полученным эффектом и забыл. А что же слушатель? Если он впечатлительный человек, то такие рассказы могут стать началом появления стойких страхов, а то и настоящих фобий. Сколько оных сформировалось под влиянием пустых разговоров — вряд ли кто-то проводил подобную статистику. А лекции на тему: «Послушайте, какой ужас!» постоянно затеваются и в офисах, и у подъездов или даже в электричках среди случайных попутчиков.
Что интересно, впечатлительные и ранимые люди часто вдобавок и очень вежливые. Они не могут решительно остановить «оратора» — ведь некрасиво перебивать другого. Только рассказчик почему-то не задумывается, что его-то никто не просил разглагольствовать любимые им ужасы.
Сам «сказитель» особого страха не испытывает. Ему леденящие душу подробности доставляют даже наслаждение, которое усиливается при виде чужой боязни. Он оскорбится, если ему сказать, что от его речей один вред. Даже пожмёт плечами — мол, я не виноват, что люди вокруг такие нервные и неадекватно реагируют. А так ли уж не виноват? Мумификация способности думать
Как ни печально, но любителю пересказывать шокирующие новости часто безразлично душевное состояние других людей. Однако он не задумывается, что своими бессмысленными речами вредит себе. Силы утекают, интеллект истощается — а удивляться нечему. Едва ли пустые разговоры способствуют личностному росту. Если же развития нет, то неминуемо наступает деградация.
«Слова — ветер, а бранные слова — сквозняк, который вреден», — заметил в былые времена Шекспир. Человек, постоянно занятый бессмысленными разговорами, выветривает свою способность думать. Она буквально мумифицируется. Возможно, это и не кажется пустослову чем-то досадным — ведь вокруг столько сенсаций! Только и успевай поглощать, а вот анализировать совсем ни к чему.
Оригинально рассуждала одна из героинь Салтыкова-Щедрина:
«Как это хорошо, — говорила это вяленая вобла, — со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет! Всё у меня лишнее выветрили, вычистили, вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести».
Если человеку доставляет удовольствие видеть негативную реакцию окружающих, то это говорит о его довольно-таки невысоком уровне интеллекта. Мало кто признается открытым текстом: «Я дурак». Однако пустые разговоры красноречиво это выдают. Каждый, конечно, развлекается, как может. Только потом не стоит удивляться, что силы на нуле, и ни на что созидательное их уже не остаётся. И что же делать?
Читать морали «оратору» — неблагодарное занятие. Наивно полагать, что он охотно накинет «платок на свой роток». Лучшее, что можно сделать — не проявлять интереса к сплетням и прочим пустым разговорам. Не надо показывать свою реакцию — целесообразнее переключить внимание на что-нибудь поумнее. И уж тем более нельзя пересказывать другим услышанные глупости. Празднословы процветают лишь потому, что находятся внимающие им.
…В сказке Николая Вагнера никто не желал слушать болтовню Курилки. Этот персонаж говорил в пустоту. И участь его оказалась бесславной — Курилку бросили в печь, в результате от него осталась лишь щепотка золы. Завершает автор сказку назиданием, которое наводит на раздумья:
«А знаешь ли? Курилки всё-таки полезны. Они удобряют землю своим прахом. И если тебе случится когда-нибудь в твоей жизни встретить Курилку, который всем надоедает, постоянно болтает и ничего не делает, то знай, что это не что иное, как ходячая машина для удобрения твоей родной земли. Вот и всё».